М.Холл, Б.Боденхамер. НЛП. Применение. Гл.9.

(20-02-2013 22:31) 

Глава 9 Изменение метапрограмм. Как стать другим человеком

Модель НЛП демонстрирует прежде всего пластичность че­ловеческой природы и сознания. У нас имеются «программы», но они не вырезаны в камне — что не позволило бы их изменять. Мы можем их корректировать. Фактически, в случае нормального процесса роста, мы это и делаем.

То, что предлагает модель НЛП и что мы пытаемся здесь разъ­яснить, касается процессов, посредством которых мы можем со­знательно, намеренно и эффективно трансформировать свой об­раз мыслей и чувств и, следовательно, сами структуры того, что мы называем «личностью».

Другими словами, у нас всегда имеется выбор в отношении того, какую операционную систему запустить в своем мыслительном, аппарате в качестве программного обеспечения своих мыслей, чувств и реакций. У нас всегда имеется несколько возможностей — если мы знаем, как их увидеть. Само собой, мы будем лишены выбора, если у нас не будет знаний о том, как осмыслять варианты, аль­тернативные метапрограммы, различные паттерны и контексты мышления, различную психо-логику.

Использование процессов метауровня для осуществления изменения

Роберт Дилтс (Dilts, 1990) предложил использовать метапозицию, чтобы продемонстрировать, как мы можем подвести чело­века к метауровню его линии времени с целью изменения мета­программы. В метапозиции мы можем получить доступ к ресурсам и превратить их обратно в воспоминания, с тем чтобы изменить контекст мышления, который мы инкорпорировали. Метапозиция обеспечивает нам пространство, которое отличается от «пространства проблемы» и позволяет менять субмодальности, встраивать убеждения, обогащающие идентичность, осуществлять реимпринтинг, изменять предысторию и т. д. А эти операции позволяют нам изменять свои метапрограммы. Дилтс пишет:

Некоторым образом контекст реимпринтинга снабжа­ет вас средством для изменения паттернов метапро­грамм и стилей сортировки. Например, вы можете лег­ко повлиять на человека, так чтобы он оказался в режи­ме «во времени" или «сквозь время", в движении "от" или «навстречу» или сортировал из настоящего времени к прошлому, из прошлого к будущему либо из настоящего к будущему. Вы можете побудить человека сортировать посредством его «я", других людей или контекста (Dilts, 1990, р. 137).

Как определить, какие метапрограммы нужно изменить

Почему человек хочет изменить метапрограмму в данном кон­тексте? Основная причина в том, что она работает не слишком хорошо. В Meta-Statesjournal (март 1997 г.) я (MX) писал о твор­ческих способностях и метапрограммах, показывая, что в случае навыка или стратегии творчества некоторые метапрограммы ра­ботают исключительно хорошо, тогда как другие препятствуют творчеству:

На состояние и стратегию творчества значимо влияют несколько стилей сортировки объектов или обработки информации (называемых в НЛП «метапрограммами»). У людей, которых мы очень быстро признаем творцами, имеютсяметапрограммы функционирования в окружа­ющем мире посредством сортировки «возможностей» (а не «процедур»). Они также выискивают «различия» (а не «тождество»), когда размышляют, воспринимают, гюдмечают что-то и т. д.

Когда человек управляет своим мозгом, высматривая и оценивая алътернативы или возможности, это помогает ему генерировать еще более оригинальные идеи. Управление сво­им мозгом посредством сортировки на «различия», несо­ответствия, неординарность и т. д. запускает процесс, обеспечивающий наибольшую вероятность создания чего-то нового и необычного.

Другая метапрограмма, которая способствует творче­ству, — это сортировка с «отнесением к себе" (а не к дру­гим). Она позволяет человеку использовать внутренний локус контроля/авторитета вместо «отнесения к другим» (и внешнего локуса контроля). Такая сортировка поддерживает «творческий" образ жизни, мыслей, эмо­ций и реагирования, поскольку человек обладает «внут­ренним знанием" того, что он предпочитает, ценит, одобряет, о чем мечтает и т.д.

Способ сортировки с отнесением к другим обычно приво­дит к тому, что мы слишком стараемся угодить окружа­ющим, добиться их одобрения, подстроиться под их цен­ности, не конфликтовать с ними, предлагая нечто совер­шенно непохожее или странное, и соответствовать их критериям. Напротив, если вы сортируете посредством отнесения к себе, вы можете выдвигать новые, необыч­ные и оригинальные идеи и представления, которые рож­даются внутри вас, не беспокоясь о том, что думают дру­гие и одобрят они это или нет. Вас ведут вперед ваше ви­дение и энтузиазм, а не похвала и одобрение со стороны окружающих (Hall, 1997b, pp. 5-6).

Паттерн изменения метапрограмм

Роббинс (Robbins, 1986) говорит, что один из способов изме­нения метапрограммы предполагает «сознательное решение по­ступить таким образом». Однако, поскольку большинство из нас вообще не задумываются о ментальном программном обеспече­нии, мы этого просто не делаем. Отсюда следует, что мы должны сначала осознать свою операционную систему и использовать это осознание как исходную точку для нового выбора. Поскольку ме­тапрограмма информирует наш мозг о том, что нужно «стереть», то, двигаясь навстречу ценностям, мы «стираем» осознание того, от чего мы уходим. Если мы выискиваем детали, то «стираем» об­щую картину. Направляя свое осознание на то, что мы обычно «сти­раем», мы можем сместить фокус и изменить свои операционные системы.

Паттерн

1. Идентифицируйте метапрограмму, которая в настоящий мо­мент управляет вашей сортировкой, обработкой информации и вниманием. В частности, идентифицируйте, когда, где и как вы используете метапрограмму, которая плохо вам служит, и опре­делите, почему она снижает вашу эффективность.

  1. Полностью опишите метапрограмму, которую вы хотите иметь в своем распоряжении. Какую метауровневую обработку, «управляющую вашим восприятием и оцениванием», вы предпочли бы иметь? Уточните, когда, где и как эта метапрограмма должна руководить вашим сознанием.
  2. Опробуйте ее. Мысленно установите новую метапрограм­му, а затем попробуйте использовать ее при сортировке, восприя­тии, концентрации внимания и т. д. Отметьте, как она выглядит, ощущается и работает в определенных контекстах, в которых, как вам кажется, она послужит вам лучше. Даже если она кажется немного «странной» ввиду того, что вы не привыкли смотреть на мир через данный конкретный перцептивный фильтр, отметьте, какие иные чувства, кроме дискомфорта, она может вызвать.

Если вам известен человек, который использует эту ме­тапрограмму, исследуйте вместе с ним его опыт, пока вы не сможете занять вторую позицию по отношению к ней. Когда вамэтоудастся, полностью перейдите к дан­ной позиции, так чтобы вы могли увидеть мир глазами этого человека, слыша то, что слышит он,разговаривая с самим собой так, как ведет внутренний диалог этот человек, и испытывая те же чувства, что и он.

  1. Проведите ее экологическую проверку. Перейдите к мета, к еще более высокому уровню, и посмотрите, что новая метапрограмма дает вам с точки зрения восприятия, оценки, убеждений, поведе­ния и т. д. В какого человека она начинает превращать вас? Какое влияние она оказывает на различные аспекты вашей жизни?
  2. Позвольте себе установить ее на какой-то период времени. Зачастую человек может «установить» фильтр метапрограммы, дав себе разрешение воспользоваться им. После того как вы дадите себе подобное разрешение, загляните внутрь себя и посмотрите, не возражает ли против него какая-то часть вашей личности. Если возражений нет, перенесите метапрограмму на будущее. Если имеется какое-то возражение, используйте его для реструктуризации своего разрешения, так чтобы оно включало в себя это возра­жение.

Например, предположим, что вы обычно использовали метапро­грамму с внешней ориентацией (№ 14) и что вы даете себе разре­шение перейти к внутренней ориентации. Однако когда вы это делаете, то слышите внутренний голос, который по своей интона­ции напоминает голос вашей матери: «Эгоистично думать только о себе. Не будь таким эгоистом, ты потеряешь всех своих друзей».

Этот голос выдвигает два возражения: эгоизм и возможное оди­ночество. Поэтому перефразируйте свое разрешение так, чтобы оно принимало во внимание эти возражения. «Я даю себе разре­шение смотреть на мир исходя из собственных представлений — своих ценностей, убеждений, желаний и т. д., зная, что мои ценно­сти включают в себя любовь, заботу и уважение к окружающим и что это обеспечит мне сбалансированность, поскольку я учиты­ваю влияние своего поведения на других людей».

6. Перенесите эту метапрограмму на будущее. Мысленно по­практикуйтесь в использовании метапрограммы — до тех пор, пока она не покажется вам комфортной и привычной.

Устранение неисправностей. Если у вас возникают трудности, проделайте ту же процедуру на своей линии времени, сначала под­нявшись над самим собой и этой линией (к своей линии мета), а затем перенесясь вдоль линии назад в свое прошлое, пока вы не натолкнетесь на одно или несколько ключевых событий, когда вы начали использовать прежнюю метапрограмму...

Затем спросите себя: «Если бы я мог узнать, когда я принял первичное решение действовать исходя из внешней ориентации (назовите метапрограмму, которую вы хотите изменить), то пред­положил бы, что это произошло до моего рождения, во время него или после?»

Воспользуйтесь одним из процессов линии времени для того, чтобы нейтрализовать прежние эмоции, мысли, убеждения, реше­ния и т. д., — приемом визуально-кинестетической диссоциаций, паттерном аннулирования решений и т. д. Избавившись от старо­го паттерна, вы можете установить новую метапрограмму.

Изменение метапрограмм «во времени» и «со временем»

Если метапрограммы имеют отношение к используемым нами стратегиям отбора информации, поступающей к нам через наши органы чувств, тогда мы должны обновлять любую стратегию, ко­торая кажется устаревшей, неадекватной, неадаптивной и т. д.,  не так ли?

Иногда обновление происходит естественным образом. Боденхамер заметил по этому поводу:

За последние семь лет меня весьма удивляло то, как ме­тапрограммы моих клиентов изменялись в процессе те­рапии, которую я с ними проводил. Я использую в тера­пии различные приемы НЛП и языковые паттерны. Они включают в себя реструктурирование, якорение, тера­певтические техники «линии времени», прогрессивные языковые паттерны, такие как картезианская логика, гипнотические паттерны и паттерны линии времени. Я по-прежнему нахожу удивительным то, как эти про­цессы меняют метапрограммы непосредственно и кос­венно (Bodenhamer, 1996).

Почему же «время» оказывает такое воздействие на наши ме­тапрограммы? Появляясь и исчезая в течение какого-то периода времени, равного месяцам или годам, постоянно меняющиеся со­бытия создают новые контексты научения — контексты, внутри которых мы учимся обращать внимание на происходящее, сорти­ровать и воспринимать его различными способами.

Поэтому когда мы осуществляем псевдовременную ориента­цию, используя различные паттерны линии времени, мы пользу­емся метауровневой структурой, которая меняет наши контексты мышления. Вдобавок мы, в сущности, используем гипнотический процесс, когда «погружаемся внутрь» и получаем доступ к своей линии времени, а затем воспаряем над ней, возвращаясь назад к своему «прошлому». Это позволяет нам достичь состояния высо­кой восприимчивости и внушаемости, что, в свою очередь, усили­вает нашу чувствительность к паттернам изменения. В этом и со­стоит объяснение. (Многочисленные паттерны линии времени см.: Bodenhamer & Hall, 1997.)

Подстройка перед инициацией изменения

Мы встречаем человека в его модели мира, присоединясь к его речевым оборотам, жестам, движениям, дыханию и т. д. В резуль­тате такой подстройки человек испытывает ощущение тождества и подобия и поэтому расслабляется. Напротив, люди обычно со­противляются интеракциям и коммуникации, которые не соответ­ствуют их модели мира. Поэтому сначала мы подстраиваемся, а потом ведем.

Независимо от того, функционирует ли человек за счет интроверсии или экстраверсии (№ 22), он обычно поступает так на основании какого-то решения, которое он принял при переживании эмоционально значимой боли (SEEP) на более раннем этапе своей жизни. Это решение, как правило, включает вопрос иден­тичности и часто происходит в период фиксации впечатлений, или импринтинга (с момента рождения до семилетнего возраста). Если человек использует один из нескольких процессов линии време­ни, вы можете устранить болезненные эмоции и разорвать связь между ним самим и подобными ограничивающими решениями.

Будет ли человек функционировать за счет интуиции или сен­сорного восприятия (№ 5), обычно обусловливается тем, какой «чанкинг» языка он предпочитает. Интуитивист обрабатывает информацию глобально, тогда как сенсор делает это более конк­ретным образом (в деталях). Использование языковых паттернов метамодели и Милтон-модели позволяет нам с легкостью двигаться вверх и вниз по шкале конкретного и абстрактного. Научившись этому, мы сможем в дальнейшем свободно выбирать, какой уро­вень (глобальный/конкретный) использовать в любом данном кон­тексте. (См. диаграмму «Иерархия языка» в приложении IV.)

Как будет человек функционировать с точки зрения эмоцио­нального состояния — ассоциированно или диссоциированно (№ 15)? Это часто зависит от неразрешенных травматических пе­реживаний. Когда человек испытывает сильные страдания, он может «застрять» в модусе ассоциации либо диссоциации. Опять же, используя процессы линии времени, процесс визуально-кинесте­тической диссоциации, аннулирование решений и т. д., можно помочь ему восстановить гибкость сознания, связанную с коди­рованием и осмыслением травмы. Соответственно, он сможет бо­лее гибко выбирать, когда проникаться сочувствием к другим людям, а когда диссоциироваться от чувств.

Ранее мы упоминали об уникальной связи суждения (№ 22) с паттерном «сквозь время» (№ 35) и связи восприятия с паттер­ном «во времени». Изменение этих метапрограмм предполагает всего лишь возможность перехода от стиля «сквозь время» к формату «во времени» или наоборот. Но при осуществлении этой опе­рации будьте осторожны. Она может оказывать очень сильное транс­формационное воздействие и, возможно, вам придется к ней при­выкнуть. Если вы поменяли свое форматирование данного аспекта и по прошествии какого-то времени обнаруживаете, что он по-пре­жнему вам не нравится, вернитесь назад! Поскольку у вас всегда имеется выбор, вы можете вернуться к прежнему паттерну:

При изменении своей сортировки мотивирующей направлен­ности (№ 20) вы должны вспомнить, что с помощью этой метапрограммы мы направляем себя навстречу своим позитивным цен­ностям и убеждениям и от своих негативных ценностей. Посколь­ку мы движемся от ценностей высшего уровня и/или навстречу этим ценностям, составляющим значительную часть нашей «лич­ности», трансформация данного программного обеспечения неиз­бежно ведет к серьезной переориентации в жизни. Мы можем из­менить эту метапрограмму посредством большинства «техноло­гий» НЛП, поскольку паттерну «навстречу ценностям или от них» присущи собственные уникальные структуры субмодальностей.

Напротив, ожидайте потратить больше времени и энергии на трансформацию чьей-то метапрограммы, связанной с системой отсчета (№ 14). Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) полагают, что человек использует контекст глубокого транса, когда пытается изменить этот фильтр.

Что касается метапрограммы формирования убеждения (№ 17), она обычно обусловлена гештальтом жизненных переживаний и ре­шений. Наша убежденность формируется посредством повторных переживаний. Изменяйте данный паттерн, используя некоторые из приемов линии времени для исключения из этих переживаний не­гативных эмоций. Затем зафиксируйте новые гештальты.

Если вы хотите изменить метапрограмму, определяющую тип связи (№ 2), например перейти от присоединения к отсоедине­нию или наоборот, Джеймс и Вудсмолл Games & Woodsmall, 1988) полагают, что человек, который сортирует исключительно на тож­дество (или исключительно на различия), вероятно, делает это из ассоциированной позиции, что препятствует привнесению элемен­тов другого паттерна. Можете с целью проверки провести следу­ющий мысленный эксперимент. Создайте какой-то ассоциирован­ный образ (подойдет любой). Теперь попробуйте создать еще один образ с целью сравнения. Для большинства людей эта задача ока­зывается невыполнимой. Пока мы остаемся в абсолютной пози­ции ассоциации, добавление других.образов оказывается для нас невозможным. Поэтому для перехода от тождества к тождеству с исключением сначала необходимо научиться создавать диссоци­ированные репрезентации.

Изменение метапрограмм путем якорения новых реакций

Йегер (Yeager, 1985) описал процесс трансформации «бессмыс­ленного использования полярной реакции». Он делает это в кон­тексте «установки компульсии» и научения использованию основной посылки НЛП, согласно которой чем больше возможностей у человека, тем лучше.                                                                .

В некоторых контекстах все индивидуумы реагируют полярно. То есть они сначала замечают то, что явля­ется неверным (согласно их личному опыту и идеалам прежде чем обратить внимание на то, что является правильным в их восприятии реальности. У любого че­ловека возникнут проблемы с гибкостью полярных ре­акций, если реакция компульсивна, а не адекватна (Yeager,1985,p33).

  1. Сначала, предлагает Йегер, мысленно вернитесь в детство и воскресите свое природное любопытство и позитивные ожида­ния... думая о каком-нибудь из многочисленных волнующих со­ бытий, которые происходили с вами впервые: вашем первом спуске с «американских гор», первом полете на самолете, посещении зоо­парка и т. д. Идите назад вдоль линии времени и восстановите, ассоциированно, некоторые из этих позитивных и приятных переживаний. Хорошо заякорьте их. Затем перенесите это состоя­ние в будущее, так чтобы вы могли смотреть с волнением, интере­
    сом, любопытством на все, что будет происходить, когда вы дви­гаетесь в завтрашний день, в следующую неделю.
  2. Измените контекст полярной реакции, объяснив себе, что она имеет подлинную ценность в качестве защитной реакции в си­туациях реальной опасности. Если какой-то школьный хулиган третирует других учеников, тогда поляризация по отношению к подобному поведению может сослужить человеку хорошую службу.
    Метауровневое осознание: «О, я научился сортировать различия в такой степени, что всегда выискиваю в происходящем противо­положный полюс» может иногда стать настоящим открытием, позволив человеку увидеть, что он снова обладает возможностью выбора, а значит, и контроля. Спросите себя, в каких ситуациях вы находите эту реакцию полезной? А в каких нет?
  3. Получите доступ к состоянию выбора. Возможно, следует окинуть взглядом комнату и подметить все то, что попадает в ваше поле зрения. Вы можете направить свое сознание на цвета, линии и формы, материал объектов, освещение, мебель, звуки, запахи и т.д. Все более полно осознавая, как много имеется в вашем распоряжении вариантов, на что направить свое внимание, заякорьте это «ощущение выбора». Повторите тот же прием в других ситуаци­ях, продолжая использовать якорение.
  4. Используя ведущие субмодальности человека, интенсифи­цируйте его «ощущение выбора», так чтобы оно становилось все более сильным и ярким, — пока у человека не появится непреодо­лимое побуждение к выбору. Затем перенесите это стремление к выбору на будущее.

Заключение

Стабилизирующие точки отсчета, которые отражают пре­дысторию нашего научения, нашу психо-логику, ценности и си­стемы отсчета, появились, когда мы учились структурировать свое сознание тем или иным образом. Так сформировались наши пер­вые метапрограммы. Поскольку метапрограммы являются приоб­ретаемой характеристикой, мы можем отвыкнуть от них и научиться намного более эффективным способам структурирования своего сознания. Учитывая, что возможность выбора напрямую связана с тем, знаем ли мы наши метапрограммы, сначала нам необходи­мо прийти к исчерпывающему пониманию наших паттернов. Чтобы сконструировать свой стиль направления внимания и сортиров­ки информации, выберите те метапрограммы, которые вы хотите использовать в конкретных контекстах. Затем, давая себе разре­шение на изменение фокуса, сознательно направьте свое внима­ние на то, что вы обычно старались не замечать. Тщательно и по­следовательно выполняйте эти действия в течение нескольких дней или недель, и они окажутся за рамками вашего сознательного восприятия в качестве заново сконструированных метапрограмм.

Back to top

карта сайта