Кен Уилбер. Проект Атман. Гл.13(1).

(15-06-2014 09:14) 

ПРОЕКТ АТМАН

Мы уже поняли, что психологическое развитие у людей имеет ту же цель, что и природная эволюция: порождение все более вы­соких степеней единства. Предельным Единством является Будда, Бог или Атман (если использовать эти термины в самом широком смысле «предельной реальности»), из чего следует, что психологи­ческий рост имеет своей целью достижение Атмана. И это часть того, что мы называем «проект Атман».

Мы видели, что индивидуальное существо с самого начала со­держит в себе все глубинные структуры сознания, свернутые и по­груженные в его собственном бытии. И в частности, оно содержит первичное сознание Атмана и соучаствует в нем, причем с самого начала. Очевидно, что младенец не является просветленным. Но столь же очевидно, что младенец не лишен Атмана. «Все чувст­вующие существа обладают Природой Будды», – говорится в «Нирвана сутре» [364]. «Везде, где есть сознание, там есть и Дхармакайя», – провозглашает «Тибетская книга мертвых» [ПО]. «Anima Naturaliter Christiana», – сказал Тертуллиан, подразумевая под этим, что «душа с самого начала обладает знанием Бога, и все, что Бог ни дает, может быть самое большее сделано неясным, но никогда не может быть полностью уничтожено» [307]. Сходным образом, «именно это имеет в виду еврейский мидраш, приписывая изначальное знание нерожденному младенцу, находящемуся в ма­теринской утробе и говоря, что там над его головой сияет свет, в котором он видит все части мира» [279]. С самого своего возник­новения душа интуитивно постигает природу Атмана и стремится актуализировать ее в качестве реальности, а не как просто сверну­тую потенциальность. Это побуждение актуализировать Атман яв­ляется частью проекта Атман.

Но это только часть, поскольку – даже хотя каждая стадия психологического роста – это шаг, приближающий к Богу – ка­ждая стадия представляет собой все еще только шаг. То есть, ка­ждая стадия по направлению к Богу сама все еще не является Бо­гом. Каждая стадия – это поиски Бога, которые происходят в ус­ловиях, которым недостает Бога. Душа должна искать Единство через посредство ограничений данной стадии, которая пока не является Единством. И это другая сторона проекта Атман: каж­дый индивидуум хочет только Атмана, но хочет его при условиях, которые этому препятствуют. Только в конце психологического роста происходит окончательное просветление и освобождение в Боге и в качестве Бога, но это единственная вещь, которая желанна с самого начала. Однако обратите внимание: на каждой стадии рос­та душа хочет только Единства или Атмана, но поскольку каждая стадия меньше, чем Атман, она имеет тенденцию становиться, по сути дела, компромиссом и заменителем Атмана – и это происхо­дит сознательно или бессознательно на всех уровнях, от самого низкого до самого высокого, как простое отражение проявления.

Дело в том, что каждый уровень роста стремится к абсолютно­му Единству, но такими путями или при таких ограничениях, кото­рые с необходимостью этому препятствуют, допуская лишь ком­промиссы: суррогатные единства и суррогатные удовлетворения. И чем примитивнее уровень, тем более примитивным будет сурро­гат единства. Каждая следующая стадия достигает более высокого единства, и так продолжается до тех пор, пока не останется только Единство. Проект Атман продолжается до тех пор, пока не остается только Атман. В этом заключена динамика и цель эволюции и раз­вития.

Если внимательно взглянуть на это определение проекта Ат­ман, можно заметить, что в нем имеются три различные части. «Каждая стадия или уровень роста стремится к абсолютному Един­ству», – эту часть мы называем атманической тенденцией или Телосом (48) Атмана. «Но такими путями или при таких ограничениях, которые с необходимостью этому препятствуют», что мы называем сдерживанием или отрицанием Атмана. «И допускают лишь сурро­гатные единства и суррогатные удовлетворения», – и это собст­венно проект Атман, образование компромисса между атманической тенденцией и сдерживанием Атмана. Не желая углубляться в чрезмерно технические термины, я обычно буду называть весь этот комплекс просто проект Атман (или Атман-проект). Заинтересо­ванный читатель сможет понять из контекста, какую из трех линий я имею в виду.

Примечание 48: Тслос (греч.) конец, окончание. Здесь – конечная цель Атмана. – Прим. ред.

Вариации проекта Атман

Если попытаться определить то, чему мне хотелось бы посвя­тить данный раздел, то это – описание природы проекта Атман с нескольких различных точек зрения, в абстрактной форме, чтобы лучше понять его общую и целостную структуру. В последующих главах мы займемся теми специфическими для каждой стадии формами проекта Атман, которые появляются на протяжении всего развития.

Согласно «вечной философии», предельной природой реально­сти является шуньята или ниргуна [364], что обычно переводится как «пустота», «пустотность» или «ничто». Но шуньята не подра­зумевает пустоту, как незаполненность или незанятое отсутствие. «Пустота», как заметил Р. X. Блис, означает не отсутствие черт, а цельность – «цельнокроеный покров Вселенной», по выражению Уайтхеда. Подобно тому, как руки, ноги и пальцы являются совер­шенно разными сущностями, но вместе с тем и частями одного те­ла, шуньята означает, что все вещи и события во Вселенной явля­ются аспектами одного фундаментального Целого – единственно­го источника и таковости, – который и есть само Реальное [426]. И это, очевидно, справедливо и в отношении людей. Предельная психология – это психология фундаментальной Целостности или сверхсознательного Всего. Как бы то ни было, просто отметим, что такая Целостность, согласно «вечной психологии», есть то, что реально, и все, что реально. Радикально отдельных, изолированных и ограниченных сущностей не существует нигде [389]. Нет ника­ких швов ни в мире, ни в вещах, ни в людях, ни в Боге.

Отсюда следует, что возведение границы или барьера самости и удержание чувства отдельной идентичности против предсуществующей Целостности не только замешаны на иллюзии, но и требу­ют постоянной траты энергии, бесконечной суживающей или огра­ничивающей активности. Это, конечно, замутняет саму предсуществующую Целостность, и это, как я указывал в другом месте, яв­ляется первичным вытеснением [410]. Это иллюзорное вытеснение вселенского сознания и его проекция в качестве внутренней само­сти против внешнего мира, субъекта против объекта.

Давайте отметим, что отдельный субъект или само-тождест­венность, наподобие той, которой обладают большинство нор­мальных индивидов, основывается на наложении иллюзорной границы на предсуществующую Целостность. Тогда эта предсуществующая Целостность выглядит как «субъект-здесь», проти­востоящий «миру-там». Если есть граница, значит есть субъект и объект, – и, если эта граница соблюдается исключительным об­разом, то она затмевает (но не разрушает) предсуществующую Целостность Атмана.

Согласно «вечной философии», открытие заново этой беско­нечной и вечной Целостности является единственной величайшей потребностью и желанием людей [193]. Ведь Атман не только яв­ляется фундаментальной природой всех душ, но и каждая душа или каждый субъект знает или интуитивно чувствует, что это так. Каж­дый индивид, каждое чувствующее существо постоянно интуитив­но чувствует, что предсуществующая Природа есть бесконечное и вечное, Все и Целое, – и, таким образом, обладает подлинной атманической интуицией, Anima Naturaliter Christiana.

Но одновременно реальная трансценденция ужасает индивида, ибо она влечет за собой «смерть» его изолированного и отдельного ощущения себя самого (49). Субъект может найти предсуществующую Целостность только если откажется от границы между субъектом и объектом. И субъект, очевидно, страшится этого. И поскольку он не может или не хочет освободиться от своей отдельной самости и умереть для нее, то он оказывается неспособным обрести истин­ную и реальную трансценденцию, более широкое самоосуществле­ние в качестве Целого, Держась за себя, за свою субъективность, он не впускает в себя Атмана; уцепившись только за собственное «эго», он отказывается от остального Всего.

Примечание 49: Это то, что в мистических традициях обычно называется смертью «эго». – Прим. ред.

Однако сразу же обратите внимание на то, что люди сталкива­ются с действительно фундаментальной дилеммой: больше всего другого каждый человек хочет настоящей трансценденции, созна­ния Атмана, Целого, но в такой же степени каждый боится утраты отдельной самости, «смерти» изолированного «эго» или субъекта. Все, чего человек хочет, – это обретение Целостности, но все, что он делает, это боится ее и сопротивляется ей (поскольку она подра­зумевает смерть его отдельной самости). Это Телос Атмана, борю­щийся против всего того, что сдерживает Атман. И это фундамен­тальная двойная связанность перед лицом Вечности, предельный узел в сердце отдельной самости.

Поскольку человек желает реальной трансценденции больше всего другого, но не может или не хочет смириться с обязательной смертью своего отдельного самоощущения, ему приходится в по­исках трансденденции использовать такие пути или такие структу­ры, которые в действительности препятствуют ей и вместо нее навязывают символические суррогаты. Есть много вариантов таких суррогатов: секс, пища, деньги, слава, знание, власть, – все это, в конечном счете, суррогатные удовлетворения, простые заменители истинного освобождения в Целостности. Как выразился по данно­му поводу Жильсон, «даже в гуще низменнейших удовольствий самый пропащий сластолюбец все еще ищет Бога». Теперь это можно сказать с абсолютной уверенностью. И именно потому че­ловеческое желание ненасытно, а все радости тоскуют по беско­нечности; единственное, чего хочет человек. – это Атман; а все, что он находит – это лишь его символические заменители. Эта попытка снова обрести сознание Атмана в тех условиях, которые ему препятствуют и навязывают символические заменители, и есть проект Атман.

Back to top

карта сайта