Кен Уилбер. Проект Атман. Гл.15(2)

(13-07-2014 14:42) 

Слияние, дифференциация и диссоциация

Я хочу прервать нашу историю эволюции через эгоические области, чтобы кратко обсудить очень важную вещь, касающуюся развития в целом, – это, как подсказывает заголовок раздела, раз­личие между слиянием, дифференциацией и диссоциацией. Ведь такой «выбор» существует на каждой стадии развития, а последст­вия «решения» абсолютно судьбоносны.

Если начать наше обсуждение с эгоической стадии, не может быть сомнений в необходимости и желательности того, чтобы ум и тело дифференцировались; только таким путем самость может воз­выситься над ограниченностью простых ощущений, актов восприятия и импульсов (телесной самости в целом). Когда ум и тело дифференцируются, самость может расширяться в мире ума, а не оставаться застрявшей в непосредственности тела, привязанного к настоящему. Точно так же, как ранее была желательной диффе­ренциация тела от окружения, теперь желательна дифференциация «эго» от тела, Психоанализ весьма ясно говорит нам о пагубных последствиях фиксации самости па чисто телесных формах (ораль­ной, анальной, фаллической), когда она не способна подняться над простым телесным эротизмом и застревает в инфантильных кате­гориях телесной манипуляции. Например, мы видели, что самость, которой не удалось полностью и до конца дифференцироваться от тела, будет пытаться найти единство Атмана через отверстия тела: может быть, путем непроизвольного переедания (оральная фикса­ция: стремление найти единство с миром в попытке его съесть) или путем садистской манипуляции (анальная фиксация: стремление найти единство с миром в попытке им обладать), или путем исте­рических демонстраций (фаллическая фиксация: стремление найти единство с миром в попытке «сексуально сделать» мир). Таков не­гативный результат проекта Атман, застрявшего – в слиянии – на уровнях телесной самости.

С другой стороны, существует различие между дифферен­циацией и диссоциацией (54). Необходимо и желательно, чтобы «эго» и тело дифференцировались, – но плохо, если они диссо­циируются или фрагментируются. В общем случае, когда проис­ходит дифференциация, может произойти и диссоциация. Успеш­ное развитие подразумевает серию чистых дифференциаций с ма­лым числом диссоциаций или вообще без них, но такое, конечно, бывает редко. Диссоциация означает просто изгнание какой-то структуры в погруженное бессознательное, – не трансценденцию, а вытеснение ее.

Таким образом, у нас, получился непрерывный континуум от слияния до дифференциации и далее до диссоциации. Обычно на каждом уровне развития слияние, или полная неудача в диффе­ренциации, случается, если не отброшен или не трансформирован эротический инцест. Человек соглашается с замещающим удовле­творением этого уровня и в дальнейшем отказывается от разви­тия, дифференциации и трансценденции. Вот что имеет в виду психоанализ, когда говорит: «Последствием избыточного удовле­творения [чрезмерность Эрос-инцеста] на данном уровне является то, что индивид отказывается от этого уровня лишь с большой неохотой; если позже и случаются несчастья, то всегда возникает тоска по прежнему удовлетворению» [120]. И это происходит на всех уровнях развития. Мы все знаем о трехлетнем малыше, кото­рый продолжает сосать палец, потому что наличная ситуация вы­зывает у него стресс, а ранее существовавшее единение плероматического слияния с материнской грудью было чересчур удовлетво­ряющим. Но можете ли вы представить себе, что того же типа ве­щи будут происходить на всех стадиях развития, и даже на при­чинной? Рационалист испытывает удовлетворение в концептуаль­ной деятельности и поэтому склонен отказываться от дифферен­циации и разотождествления с этим ментальным (55) уровнем, – он отказывается вступить на тонкую стадию, потому что боится отка­заться от своего рационального «пальцесосания». Точно так же. некоторые формы высшей тонкой медитации настолько блаженны, что индивид может надолго застрять (в состоянии слияния) па этой области, отказываясь расстаться с высшим тонким пальцесосанием и таким образом перейти в причинную область. В каждом из таких случаев Эрос-инцест данного уровня не отброшен, и потому са­мость перестает дифференцироваться – она остается в слиянии с этим уровнем и принимает его замещающее удовлетворение за ре­альное.

Примечание 54: Дифференциация различение; диссоциация разобщение. – Прим. ред.

Но там где избыток Эроса-инцеста ведет к слиянию, избыток Танатоса-кастрации ведет к диссоциации. Этот избыток Танатоса-кастрации может принимать форму либо избыточной фрустрации (когда Эрос сведен на нет), либо откровенного страха и травмы (когда Танатос непомерно раздут). В психоанализе это выражено следующим образом: «Если фрустрация привела к вытеснению [поскольку есть преизбыток Танатоса], то тем самым рассматри­ваемые влечения отсекаются от всей остальной личности [диссо­циируются]; они никак не участвуют в дальнейшем взрослении, и их проявления из бессознательного время от времени беспокоят сознание» [120]. Мы уже тщательно разобрались в природе таких «беспокоящих проявлений»: это просто символы и симптомы, бе­рущие начало в вытесненном-погруженном бессознательном (дис­социированные аспекты самости).

Следует упомянуть, что, по моему убеждению, никто не может избежать той или формы диссоциации тела/ума на згоической стадии. „Эго” действительно является трансцендеицией тела, но не в достаточной мере. Эго все еще сохраняет слишком тесную свя­занность с исключительным телом (то, что Ауробиндо называл «физическим "эго"») и поэтому склонно чересчур пугаться самого тела. Только ближе к стадии кентавра, когда сознание начинает дифференцироваться от самого «эго», «эго» и тело могут быть приведены к широкой и связывающей интеграции. До этого време­ни мы можем только пытаться снижать диссоциацию тела/ума, но никогда ее не искореним. Значит, в большинстве нормальных слу­чаев можно лишь говорить (и надеяться), что слияние и диссоциа­ция ума и тела не чрезмерны, а их дифференциация происходит более или менее по плану. Это та процедура, которую мы видим на каждом из основных уровней развития, потому что всюду, где есть дифференциация, может быть и диссоциация...

Примечание 55: Здесь и далее ментальный относящийся к уму или к стадии (уровню) «эго»-ума. Не следует путать это с «ментальным уровнем» тонкой области, который в данной книге назван «психическим» уровнем. – Прим. ред.

Back to top

карта сайта