Кен Уилбер. Проект Атман. Гл.16(2)

(21-07-2014 16:54) 

Тонкая и причинная эволюция

Я разберу тонкую и причинную области очень кратко и сжато, потому что многие вещи мы уже рассматривали, а также потому, что все наиболее существенное к данному моменту должно быть вполне очевидным. Это просто ряд дифференциаций и единств бо­лее высокого порядка, со своими новыми инцестами, новыми каст­рациями, новыми тождественностями и новыми замещающими самостями, который длится до тех пор, пока в высшей точке не оста­ется никакой самости, кроме высшей Самости, и проект Атман не свертывается в сам Атман.

Начнем с тонкой стадии: благодаря особым условиям, нала­гаемым Гуру или Учителем, тонкая сфера начинает всплывать из фонового бессознательного. Кентаврическая трансляция постепен­но сходит на нет, и начинается трансформация на тонкий уровень. В конечном итоге, самость – посредством тонкого инцеста или тонкого Эроса – отождествляется с Архетипической структу­рой, и затем действует в качестве этой структуры, разотождествляясь с кентавром (и с телом, и с умом). После этого тонкий инцест, тонкий Эрос, продолжает действовать из данной тонкой самости: он принимает форму блаженной любви, прямого инцестивного со­единения с Гуру и с его (или ее) линией передачи традиции, союза с иштадевой, света блаженства сахасрары и т.п.

В высших областях тонкого уровня (за пределами сахасрары) инцест включает в себя откровения в звуке (нада), слышимое озарение и экстатиче­ское освобождение из грубой смертности в Лучезарное Присутст­вие. Душа начинает становиться «единой с Богом», и это единение или отождествление осуществляется через тонкий инцест с формой Архетипического Божества и в качестве такой формы.

Таков, вкратце, тонкий инцест – и он несет с собой тонкую кастрацию. Ее наиболее типичной формой является неослабеваю­щий страх утраты Света, с одной стороны, и действительного рас­творения самости этим Светом, с другой. Растворение самости Светом Блаженства – это не то же самое, что отождествление са­мости со Светом или поглощение ее Светом (что, как предполага­ется, должно происходить). Тонкая кастрация состоит в разруше­нии или уничтожении самости, а не в ее благоприятной трансценденции и интеграции.

На тонком уровне развития самость индивида, как предпола­гается, должна быть заново поглощена идамом/иштадевой/гуру, который в действительности является его собственным наивыс­шим Архетипом, и поэтому здесь происходит не утрата или ос­лабление сознания, а его интенсификация и расширение. Однако тонкие энергии могут вторгнуться и разрушить самость (тонкая диссоциация), и это одна из форм тонкой кастрации, которую обычно вызывает слишком быстрое усиление тонкого инцеста. По-видимому, такое часто случается в кундалини-йоге – Йогин слишком настойчив в сублимации грубого инцеста в тонкий ин­цест и оказывается затопленным своими собственными архетипическими энергиями.

Тонкая самость – это чрезвычайно высокая самость, близкая к Атману, но это все еще не Атман. Однако замещающая самость на данной стадии настолько тонка, что ее почти всегда принимают за сам Атман – и это, вероятно, делает ее самой трудной для ломки формой проекта Атман. Индивид должен будет отказаться от сво­его тонкого инцеста – своего блаженства и света сахасрары и сво­его экстаза в звуке нада, если он хочет разрушить это слияние и перейти в причинную область. И если он способен пройти через тревогу разделения с тонким, тогда он открыт для трансценденции тонкой области, ведущей к причинной.

В причинной области последняя из главных форм фонового бессознательного всплывает в сознании и как сознание, и потому все формы сводятся к Сознанию как Таковому и вновь поглоща­ются им. Все формы сводятся к Архетипу (в тонкой сфере), кото­рый сводится к окончательному Богу (в низкой-причинной), ко­торый далее сводится к Бесформенному Сознанию (в высокой-причинной). Но это впадение в Бесформенное, в действительности, является причинным инцестом, а чрезвычайно тонкое напряжение, развивающееся между Формой и Бесформенным – причинной ка­страцией. То есть, в нирвикальпа-самадхи или джнана-самадхи на­растает очень тонкое напряжение (если это слово здесь уместно) между Проявленным и Непроявленным. Впадение в Непроявлен-ное, в Любовь Высвобождения, в Пустотность, – это причинный инцест; вокруг него развивается тонкое чувство того, что область Проявления умаляет Высвобождение, что Проявленное кастрирует Бесформенное Сияние. Это тонкое напряжение является последним узлом, стягивающим Сердце, который предстоит распутать.

Если индивиду удается отказаться от причинного инцеста – от своей исключительной любовной связи с Пустотой, – тогда воскрешается предельное состояние, как единственно Реальное, окончательное во всех смыслах, где Форма является Бесформием, а Бесформие – Формой. Такое состояние невозможно увидеть, ибо оно есть все видимое и потому остается Незримым. Его невозмож­но услышать, ибо оно есть все слышимое и потому остается Не­произносимым. Его нельзя познать, ибо оно есть вес познаваемое и потому остается Великой Тайной.

Как непознаваемое, беспрепятственное, неограниченное Соз­нание, оно сияет в своей завершенности от момента к моменту, как бесконечная серия всегда новых совершенных состояний, которые все время изменяются в своей игре и все время одни и те же в сво­ей полноте. Это выглядит конечным пределом эволюции, но в дей­ствительности является первоначальной реальностью каждой из эволюционных стадий, от первой до последней. Именно потому оно всегда и совершенно недостижимо, просто потому, что оно всегда уже налицо, безвременное и вечное. И именно поэтому, ко­гда все попытки достичь его – далее в причинной области – уже оставлены, понимаешь, что оно полностью присутствовало с само­го начала, никогда не утрачивалось и не обреталось снова, никогда не забывалось и не вспоминалось, но всегда уже наличествовало прежде всего остального. (Вот почему говорится, что обычные су­щества не лишены его, а Будды не обладают им.)

Как бесконечное, всюду проникающее и все охватывающее Сознание, оно есть одновременно Одно и Многое, Единственное и Все, Источник и Таковость, Причина и Условие, так что все вещи являются лишь одним из жестов этого Единого, а все формы – игрой с ним. Будучи Бесконечностью оно вызывает изумление, а будучи Богом — требует почитания, в качестве Истины оно явля­ется мудростью, а в качестве подлинной Самости человека оно требует тождественности.

В своем бытии оно не имеет никаких препятствий и незримо продолжается всегда. Блаженство за пределами блаженства, оно недоступно чувствам. О нем, единственно очевидном, нельзя даже догадываться. Единственно присутствующее, оно сияет постоянно, даже сейчас

Back to top

карта сайта